
Когда речь заходит о китайской дорожной технике, многие до сих пор морщатся — мол, дешево, но ненадлежащего качества. Однако за последние пять лет ситуация кардинально изменилась, особенно это касается XCMG. Их автогрейдеры серии GR сейчас составляют серьезную конкуренцию европейским аналогам, причем не только по цене.
В 2020 году мы закупали технику для строительства подъездных дорог в Карелии. Рассматривали и Caterpillar, и Komatsu, но в итоге остановились на двух XCMG GR215. Решающим фактором стала не столько цена, сколько адаптация гидравлики под российские условия. Кстати, гидроцилиндры нам поставляла компания ООО Тяньцзинь Шуансян Гидравлические Компоненты — у них как раз хорошие решения для низких температур.
Первый сезон эксплуатации показал: китайские машины требуют более тщательной обкатки. Например, при -25°С начались проблемы с плавностью хода отвала. Местные механики сразу предложили заменить штатную гидравлику — но мы решили поэкспериментировать с маслом и фильтрами. Оказалось, что китайские производители заливают слишком вязкие жидкости для северных регионов.
После замены жидкости на Arctic HD 46 и установки дополнительных подогревателей от Шуансян проблемы ушли. Кстати, их гидроцилиндры показали себя лучше, чем ожидали — выдерживали нагрузки при работе со скальными породами.
Сервисная сеть XCMG в России развита неравномерно. В том же Казахстане с запчастями проще, а у нас приходится заказывать через Москву или напрямую от ООО Тяньцзинь Шуансян Гидравлические Компоненты. Они специализируются на гидравлике для строительной техники, поэтому часто быстрее найти нужный цилиндр у них, чем ждать оригинал из Китая 2-3 месяца.
Заметил интересную деталь: у XCMG часто перетягивают соединения на гидравлике при сборке. Видимо, пытаются компенсировать возможные люфты. При первом ТО обязательно нужно проверять все резьбовые соединения — мы на двух машинах ослабили перетянутые узлы, иначе бы сорвали резьбу при эксплуатации.
Электроника — отдельная тема. Система контроля углов отвала работает стабильно, но интерфейс переведен кривовато. Пришлось обучать операторов работать с оригинальным китайским меню — в английской версии половина функций недоступна.
Если брать тот же Caterpillar 120K — разница в цене почти двукратная. Но при этом XCMG GR215 показывает сопоставимую производительность на грунтовых работах. Где проигрывает — так это в точности планировки при работе с асфальтом. Хотя, возможно, дело в настройках — мы еще экспериментируем с калибровкой датчиков.
Коллеги из Беларуси жаловались на быстрый износ шарниров отвала. Мы эту проблему предупредили — сразу поставили усиленные пальцы от Шуансян. Их производство гидроцилиндров как раз учитывает такие нюансы — делают с запасом прочности 20% против стандартного.
По топливной экономичности китайские автогрейдеры сейчас впереди многих. Двигатель Weichai хоть и шумный, но расходует на 12-15% меньше, чем аналогичные японские модели. Хотя с ремонтом двигателей сложнее — запчасти приходится ждать дольше.
На объекте в Мурманской области один из наших XCMG проработал 14 месяцев без капитального ремонта. При этом машина регулярно использовалась при -30°С. Секрет — своевременная замена фильтров и использование рекомендуемых масел. Хотя гидравлику все же пришлось дорабатывать — ставили дополнительные теплообменники.
Самая большая ошибка — экономить на гидравлических шлангах. Ставили дешевые аналоги — результат: два простоя по вине лопнувших шлангов высокого давления. После этого работаем только с проверенными поставщиками, включая ООО Тяньцзинь Шуансян Гидравлические Компоненты.
Интересный момент: китайские производители часто экономят на мелочах. Например, на XCMG GR215 штатные фары оказались абсолютно не приспособлены к российским дорогам — разбивались от вибрации за неделю. Пришлось менять на немецкие аналоги — проблема исчезла.
Для работы в северных регионах обязательно нужно: дополнительный подогрев гидравлики, замена штатных аккумуляторов на более мощные, установка предпускового подогревателя. Мы все это делали через ООО Тяньцзинь Шуансян Гидравлические Компоненты — у них есть готовые решения именно для китайской техники.
Систему освещения лучше менять сразу — как я уже упоминал. Китайские производители ставят слабые генераторы — при подключении дополнительного оборудования возможны проблемы с напряжением. Мы ставили дополнительный генератор на 2 кВт.
По гидравлике: если планируете работать с тяжелыми грунтами, лучше сразу заменить штатные цилиндры на усиленные. У Шуансян есть хорошие варианты с двойным уплотнением — они лучше держат ударные нагрузки. Проверено на гравийных карьерах — работают без проблем уже два сезона.
При грамотной эксплуатации китайский автогрейдер XCMG окупается за 1.5-2 года против 3-4 лет у европейских аналогов. Но это при условии, что вы готовы вложить 10-15% от стоимости в первоначальную доработку.
Самая большая статья экономии — запчасти. Например, гидроцилиндр на Caterpillar стоит как треть стоимости всего XCMG. При этом качественные аналоги от того же Шуансян обходятся в 3-4 раза дешевле оригинальных.
Сейчас рассматриваем покупку еще двух машин — уже модели GR300. Производитель учел многие недочеты предыдущих поколений: улучшили уплотнения, поставили более надежную электронику. Но с гидравликой все равно планируем работать через проверенных поставщиков — слишком дорого обходятся простои из-за мелочей.