
Когда слышишь про Китай грейфер GM 010 1, многие сразу думают о дешёвом аналоге европейского оборудования. Но за 12 лет работы с гидравликой для горной техники понял: тут не всё так однозначно. Да, китайские производители научились делать вполне работоспособные узлы, но нюансов хватает — от термообработки зубьев до совместимости с нашей гидравликой.
Вскрыли как-то грейфер после полугода работы на щебёночном карьере. Первое, что бросилось в глаза — гидроцилиндры с увеличенным зеркалом штока. Для наших перепадов температур от +35 до -40 это критично: меньше риск обледенения. Но при этом уплотнения почему-то ставили стандартные NBR, хотя для северных регионов лучше было бы использовать FKM.
Кстати, про ООО Тяньцзинь Шуансян Гидравлические Компоненты. С ними столкнулись, когда искали замену вышедшему из строя цилиндру поворота. На их сайте shuangxiang.ru нашли подходящий аналог, но пришлось дорабатывать посадочные места — китайцы любят делать крепления на миллиметр-другой уже.
Зубья в GM 010 1 идут цементированные, но закалка неравномерная. На глубине 4-5 мм твёрдость резко падает. Для скальных пород это проблема — начинают 'плыть' после 2-3 месяцев интенсивной работы. Приходится сразу менять на наши аналоги от Уралмаш.
В 2021 году ставили три GM 010 1 на перегрузку угля в порту. Главная ошибка — не проверили совместимость с нашей гидравликой. Оказалось, что китайская рукавная арматура не держит наши рабочие давления в 32 МПа. Пришлось экстренно менять всю обвязку.
Интересный момент: при -25°С начали подтекать уплотнения поворотного механизма. В документации указано рабочее время до -30°С, но реально уже при -20 появляются проблемы. Видимо, тестируют в более мягких условиях.
Запчасти от ООО Тяньцзинь Шуансян поставлялись относительно оперативно — за 2-3 недели. Но однажды прислали гидроцилиндр с другой резьбой на штоке. Пришлось фрезеровать переходник, терять неделю простоя.
Ресурс пальцев крепления ковша — больное место. Производитель заявляет 2000 моточасов, но у нас они выходили из строя уже через . Причём износ неравномерный — с одной стороны стирается быстрее. Возможно, проблема в люфтах рамы.
Перешли на смазку Shell Gadus S2 V220D — ситуация улучшилась, но не кардинально. Видимо, нужно менять конструкцию узла. Кстати, на shuangxiang.ru предлагали свои варианты усиленных пальцев, но по цене выходило дороже, чем делать на месте.
Гидравлику рекомендуют обслуживать каждые 500 моточасов, но наш опыт показал: фильтры лучше менять каждые 300-350, особенно при работе с абразивными материалами. Китайские фильтры тонкой очистки часто не справляются с нашими загрязнениями.
Первоначальная экономия в 25-30% по сравнению с европейскими аналогами часто нивелируется затратами на доработки. Например, пришлось усиливать раму — оригинальная не выдерживала ударных нагрузок при работе с гранитом.
Но есть и положительные моменты: ремонт гидроцилиндров обходится на 15-20% дешевле, да и доступность запчастей лучше. Хотя с санкциями последних лет поставки от ООО Тяньцзинь Шуансян стали идти дольше — раньше было 2-3 недели, сейчас 4-6.
Для некритичных применений — перегрузка песка, щебня фракции 5-20 — грейфер отрабатывает своё. А вот для скальных пород или металлолома лучше доплатить за европейское оборудование.
При приемке обязательно проверяйте твердость зубьев — мы используем переносной твердомер ТЭМП-4. В трёх случаях из десяти показатели не соответствовали заявленным 48-52 HRC.
Сразу меняйте шланги высокого давления на российские или белорусские. Китайские не всегда выдерживают наши морозы и вибрации. Проверено на горьком опыте.
Раз в месяц контролируйте зазоры в шарнирах — они имеют особенность увеличиваться быстрее, чем у Liebherr или Caterpillar. Особенно внимательно к поворотному узлу — его ремонт самый дорогой.
В целом, Китай грейфер GM 010 1 — рабочий вариант для предприятий с ограниченным бюджетом, но требующий повышенного внимания при эксплуатации. Главное — не экономить на обслуживании и вовремя проводить модернизацию слабых узлов.